Если страну во всём мире считают «Страной музыки», то у этого должен быть веский аргумент. На самом деле таких аргументов несколько, и исторический – лишь один из них.
Многое свидетельствует о значительной роли, которую Австрия сыграла в истории музыки – и продолжает играть. Здесь родились и сочиняли свои шедевры великие композиторы: Моцарт, Гайдн, Шуберт, Брамс, Бетховен, Лист, Брукнер и Малер. Уже тогда Вена считалась «Мировым городом музыки». Позднее к ним присоединились такие «современные» классики, как Шёнберг и Готтфрид фон Эйнем, музыкальной родиной которых стала Вена. В Зальцбурге родился выдающийся дирижёр Герберт фон Караян, кроме прочего, в значительной степени повлиявший на Зальцбургский фестиваль.
Произведения Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна, Франца Листа или Густава Малера были бы невозможны в их существующей форме, если бы эти композиторы не путешествовали на протяжении всей своей жизни. В крупных городах Европы они не только восхищали своей музыкой публику, но и черпали идеи и вдохновение для создания многих своих произведений.
Каждый год самая разномастная публика - около 150.000 человек - затаив дыхание, слушает под открытым небом концерт Венского филармонического оркестра, который считается самым лучшим оркестром в мире. В парке дворца Шёнбрунн собираются гости Вены, местные жители и поклонники оперного искусства со всего света, чтобы послушать музыку всемирно известных композиторов. В том числе австрийских знаменитостей Моцарта, Гайдна, Листа и Малера, которые наверняка великолепно бы себя чувствовали в этом смешении народов.
Венский хор мальчиков приводит в неописуемый восторг любителей музыки по всему миру.
Никого не удивляет превосходное качество акустики в венских концертных залах, - оно известно во всём мире. Конечно, в первую очередь это касается «Большого зала» Венского Общества любителей музыки (Musikverein): качество звучания это настоящее чудо, за что, впрочем, стоит благодарить не волшебство, а архитектурное совершенство.
Помимо классических концертных залов Австрия также предлагает оперное искусство на высочайшем уровне. Наряду с Венской Государственной оперой, принадлежащей к числу ведущих оперных театров мира и Венской Народной оперой (Volksoper) стоить выделить, прежде всего, очаровательную Оперу Граца, чей зрительный зал восхищает своим убранством в стиле барокко и рококо и считается одним из красивейших в мире, а также выдающий с архитектурной и акустической точки зрения Музыкальный театр Линца. Оперному искусству все 12 месяцев в году по сезонной системе служит венский театр Театер-ан-дер-Вин.
Неделя Моцарта в Зальцбурге
Ежегодно в январе все внимание культурной жизни Зальцбурга обращается на величайшего музыкального гения всех времен – Вольфганга А. Моцарта. Оперные постановки, оркестровые, камерные и сольные концерты, а также участие лучших оркестров, ансамблей и исполнителей музыки Моцарта с мировым именем принесли этому событию беспримерную славу.
Оперетта – мечты о счастье
Душевная лёгкость вальса и волшебные мелодии сделали венскую оперетту знаменитой во всём мире. В Вене и Бадене сезон оперетты длится круглый год, в курортном городе Ишль каждое лето посвящается композитору Легару. Однако кульминацией летнего сезона оперетты является фестиваль Мёрбиш, проходящий на озере.
Мечтой о счастье наполнены все оперетты. Но для того, чтобы эта мечта осуществилась, требуется множество уловок, комических и запутанных сюжетов и много весёлых глупостей. При этом нередко объектами насмешек становятся надменные фигуры правителей и появляющиеся с большой помпой вельможи.
В отличие от своего французского прообраза, в венской оперетте поставлен вальс и три четверти такта. Здесь господствует настоящая радость жизни и самозабвенное наслаждение музыкой. А то что и Венской оперетте свойственны тонкий юмор и деликатная ирония, не в последнюю очередь доказывает шедевр этого жанра , «Летучая мышь» Иоганна Штрауса-сына. Пока всё в финале не разрешится счастливым образом, публика от души посмеётся над многочисленными интригами и сменой ролей. После «Летучей мыши» раз за разом в свет выходят успешные произведения, например, «Ночь в Венеции» и «Цыганский барон». Вместе с Францем фон Зуппе, Карлом Миллёкером и другими авторами Иоганн Штраус-сын положил начало Золотой эры оперетты.
Произведения Франца Легара «Граф фон Люксембург», «Весёлая вдова», «Страна улыбок» и «Царевич» обозначили эпоху нового расцвета Венской оперетты. Именно этому композитору и дирижёру посвящён Фестиваль Легара в Бад Ишле. К давним традициям оперетты также часто обращаются и в Венской Народной опере, где наряду с операми в репертуар круглогодично входят и оперетты.
Но бесспорной кульминацией летнего сезона оперетты является Озёрный фестиваль Мёрбиш. Во время этого фестиваля расположенное в 60 километрах от Вены местечко на живописном озере Нойзидлерзее каждый год превращается в эпицентр событий мира оперетты. На фоне неповторимого природного пейзажа, на крупнейшей и красивейшей в Европе сцене под открытым небом демонстрируются шедевры классического опереточного искусства. В сочетании с особенными кулинарными предложениями, бургенландским вином, созревшим в уникальном паннонийском климате, и завершающим представления фейерверком Озёрный фестиваль Мёрбиш является незабываемым событием.
Танцуют все! Сезон балов в Вене
В сентябре в Вене начинается музыкальный сезон. Со всего мира в Австрию съезжаются знаменитости: кто показать себя, а кто и просто послушать. Нигде больше нет таких романтично-торжественных балов, как в Вене. Эта праздничная традиция всякий раз заставляет местных жителей и гостей австрийской столицы забыть о времени.
Ежегодно в Вене проводится более 450 балов. В январе и феврале город вальса весело празднует карнавал. При этом, такт в три-четверти дополняется современными ритмами, предлагая танцевальное развлечение на любой вкус. В Вене нет ни одного дома, в котором не были бы припасены фрак и бальное платье. Каждый венец считает своим долгом посетить хотя бы один бал. Иностранцев на балы тоже пускают. Фраки и платья можно взять напрокат. Вообще, величина входной платы зависит не столько от престижности мероприятия, сколько от экзальтированности публики. Hапример, на бал в бывшую резиденцию Габсбургов, дворец Schonbrunn, где собирается средний класс, можно попасть всего за $70. В Staatsoper, где собираются европейские аристократы - за $1.000. Это потанцевать. Если же просто посмотреть с галерки, то в несколько раз дешевле.
Самый крупный первый бал традиционно проводится в новогоднюю ночь в Хофбурге – официальной резиденции президента Австрии.
Этот бал не зря называется Императорским. Обстановка, интерьер и даже музыка напоминают времена монархии. Императорский бал по своей важности не уступает государственным приемам, и на нем даже присутствует президент Австрии. Кроме того, этот бал единственный, накануне проведения которого, проводится генеральная репетиция.
Сто восемьдесят лучших танцевальных пар открывают Венский бал. Сначала дебютанты танцуют полонез, а затем танцуют все остальные участники. После следующего вальса участникам предлагается знаменитый ужин в пять ходов с изысканными деликатесами. Конец праздника, согласно традиции, венчает неизменный Венский вальс.
Венский Оперный бал, без сомнения, событие очень грандиозное. Поэтому и вид должен быть соответствующий: мужчины обязательно во фраках, а дама – в длинном бальном платье. Признаком дурного тона считается появляться на двух балах в одном и том же наряде.
Причину страстной любви венцев к карнавальным балам стоит искать в 18 столетии: в те времена ношение масок и костюмов давало знати возможность сохранять приватность. В качестве компенсации император Йозеф II повелел в бальных залах Хофбурга проводить танцевальные мероприятия для всех желающих. При этом венцы переняли придворные манеры, которые были приняты на этом торжестве, и придерживаются их до сих пор. На это указывают строгий дресс-код, фанфары в честь открытия, вступление в зал дебютанток и дебютантов, призыв „Вальсируют все!“ (Alles Walzer!), программа танцев и смена музыки, а также так называемый полуночный танец, чаще всего кадриль и решительный финал. Уникальной также является традиция Damenspende, вручение изысканного подарка каждой посетительнице при входе в зал.
Вальс в качестве парного танца сначала вызвал возмущение своей, якобы, аморальностью. На Венском конгрессе (1814/15), проходившем в Вене по поводу нового передела Европы после походов Наполеона, было принято решение сделать вальс светским танцем. В конце концов, венский вальс был избран королём танцев.
Упоительные вращения в ритме вальса доставляли интимное удовольствие в церковно-парадных бальных залах. Иоганн Штраус-отец (1804 – 1849), заложивший своими 152 популярнейшими композициями основы вальса, выступал со своим оркестром от Вены до Лондона, знакомя всех с этим мечтательным танцем. „Разрешите Вас пригласить?“ – самое красивое приглашение на протяжении долгой бальной ночи, заставляющее трепетать сердца. В момент дамского выбора партнёров по танцу – а именно дамы здесь приглашают кавалеров – мужчины тоже могут почувствовать, каково это – когда тебя выбирают!
Календарь балов
Джаз в Австрии
В полутёмных клубах, на классических концертных площадках или прямо на природе: есть бесчисленное множество вариаций на тему «Джазовая музыка в Австрии».
В начале был «Jazzland». Разумеется, и до этого существовали подобные джазовые заведения – например, основанное в 1950-х годах австрийским кларнетистом Фатти Джорджем «Джазовое казино» («Jazzcasino»). Но по-настоящему всё закрутилось лишь тогда, когда в 1972 году был открыт «Landl» - именно так ласково называли завсегдатаи это легендарное заведение в подвале под Церковью св. Рупрехта в центре Вены.
А уже спустя пару лет отпраздновал первый день рождения фестиваль «Jazzfest Wiesen» в Бургенланде, также быстро превратившийся в своего рода «жанровое учреждение». Особое очарование этому многодневному музыкальному событию придаёт место его проведения: в долине посреди лесов и полей; здесь фестиваль предлагает неотразимое смешение первоклассных выступлений местных и зарубежных исполнителей, расслабленного пати-настроения и единения с природой.
В программе Венского джазового фестиваля (Jazzfestes Wien) участвуют лучшие представители интернациональной джазовой сцены; фестиваль ежегодно притягивает к себе десятки тысяч слушателей. Помимо яркого репертуара фестиваль привлекает разнообразными местами выступлений. Это и Венская Государственная опера, и Аркадный двор в Ратуше, и самые известные джазовые клубы города, в первую очередь, «Porgy & Bess».
Джаз весьма популярен и в Зальцбургском крае, что ежегодно убедительно доказывает Джазовый фестиваль в Заальфельдене (Jazzfestival Saalfelden) – один из самых значительных европейских фестивалей современного джаза и новых музыкальных направлений.
Фестиваль Snow Jazz в Гастайне, Зальцбург. Утонченный джаз от первоклассных исполнителей – в окружении сказочно красивой горнолыжной области Гастайна. Фестиваль Snow Jazz считается центральным событием культурной зимы в альпийском регионе. Сценами фестиваля служат отели, горнолыжные хижины, джазовый клуб Sägewerk и зал торжеств в Дорфгастайне.
Народная музыка в Австрии
Оригинальная, свободная от кича и клише народная музыка возникла во времена, когда не было ни радио, ни телевидения, ни множества занятий, которыми можно было бы заполнить свой вечерний досуг. Тогда многие крестьяне учились играть на музыкальных инструментах, чтобы музицировать тёмными зимними месяцами, когда на поле уже нечего делать. Так возникло музыкальное достояние, которое до сих пор невозможно полностью охватить взором, и которое, минуя границы, охватывает территории Баварии, Австрии и Швейцарии.
Йодельн
Громкие, как крик, и мелодичные, как песня – таковы йодлеры из Штирии. Эта выражающаяся в переливчатом пении сила голоса вызывает восторг во всём мире и желание попробовать самому.
В 1893 году было объявлено о создании коллекции штирийских йодлей и радостных альпийских "кричалок". Желающие принять участие в составлении этой коллекции должны были подать заявку: отклик был широчайший и пробудил интерес к сокровищу сельской культуры жизни. Архаичный и одновременно искусный, раскрылся рог изобилия австрийской музыкальности, оказавшей влияние на таких композиторов, как Густав Малер, Рихард Штраус и Эрнст Кренек.
Йодельн вообще является одной из старейших форм коммуникации – и, вероятно, самой сильной из всех форм, осуществляемых с помощью только одного голоса. Такие названия, как «альпийский крик» или «пастуший призыв» дают представление о его коммуникационной функции в горах, от двора ко двору, от хижины к хижине и дальше через долины. За счёт постоянной смены низкого голоса и фальцета и непрерывно возвращающего звука „I“, который звучит особенно высоко и энергично, йодлер преодолевает большие расстояния. Он привлекает внимание адресатов, которые затем отвечают йодлеру. Домашний скот также реагирует на такой призыв, по крайней мере, качает головой, и заставляет звонить колокольчики, привязанные к шеям животным, что, в свою очередь, позволяет слышать их пастухам и пастушкам.
Действительно пробирает до мурашек многоголосое пение йодельн. Певцы встают в круг, мужчина или женщина задаёт тему, громко и ясно. К теме присоединяются другие голоса, поют вместе или заводят свою тему: слогами и тонами, которые плотно и крепко, как альпийские скалы цепляются друг за друга, и мелодическими линиями, которые можно сравнить с поездкой в гору и с горы в долину. В завершение, чаще всего на высокой ноте звучит финальный аккорд, уносящийся в светлую высь крик ликования, характеризующий альпийские возвышенные чувства. Именно такие чувства вызывают почти все йодли. Это энергичное пение, проникающее в самую глубь: йодельн заставляет вибрировать тело, а человека приводит в медитативное, расслабленное состояние гармонии. Ноты в данном случае являются лишь приблизительными отправными точками. При этом большую роль играет готовность во время этого пения и крика услышать друг друга и раскрыться друг в друге со всей силой дыхания.
О дудлерах и шраммель-музыке
Пение с переливами – «йодельн» - и Вена. Для многих это может показаться противоречием, ведь большинство певцов-йодлеров живут в Альпах. Но Вена и в этом отличается. В Вене «йодельн» называется «дудельн».
Главным отличием дудлера от йодлера является то, что во время исполнения венскому дудлеру аккомпанируют музыкальные инструменты, например, кларнет, гитара или аккордеон. Часто дудельн используется при исполнении лирической Венской песни и поэтому, в отличие от альпийских йодлеров, которые чаще всего поют под открытым небом, дудлеры выступают в основном в закрытых помещениях, преимущественно в хойригерах. Ещё не так давно искусство «дудельн» считалось почти вымершим, а в 2009 году умерла самая влиятельная венская дудельн-исполнительница Труди Малли. Но сегодня высокое искусство дудельн развивается и продолжается благодаря таким певицам, как Агнес Пальмизано, Тини Кайнрат и Дорис Виндхагер…
Другой типичный для Вены музыкальный жанр, шраммель-музыка происходит от «Zuagrasten», «вновь прибывших», как говорят венцы. Йозеф и Иоганн Шраммель были музыкантами из Вальдфиртеля, которые со своим маленьким ансамблем в конце 19 столетия пользовались большой популярностью в венских ресторанах и хойригерах. Авторство более 200 венских песен принадлежит братьям Шраммель. Для шраммель-музыки характерно её слегка «плаксивое» настроение, которое, тем не менее, «оживляется» аранжировкой, присущей шансону. Оригинальные шраммель-квартеты состояли из скрипача, гитариста, контрабасиста и кларнетиста. Позднее шраммель-музыканты стали использовать аккордеон. В последние годы шраммель-музыка и Венская песня переживают Возрождение. Так, ансамбль Neuwirth Extremschrammeln объединяет старинное песенное наследие с блюзом, джазом и рок-музыкой. Сцена живёт – это можно ощутить на особенном ежегодном Фестивале Венской песни „wean hean“ или на фестивале „Wien im Rosenstolz“.
Комментариев нет:
Отправить комментарий